Разделы сайта
 
Эссе учителя химии и биологии основной школы А.В.Черноморовой, представленное на конкурс "Учитель года - 2009".

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Черноморова А.В.
учитель биологии и химии
МОУ "Вечерняя (сменная) ОШ"
г.Константиновска

2009 г.

Да здравствуют профессионалы во всех областях жизни и, в первую очередь, – в медицине и в педагогике. Физическое состояние тела и внутреннее состояние души – вот они те сферы, властвовать над которыми должны виртуозы.

«Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор», – пишет Анатолий Гин, автор книги «Приёмы педагогической техники».

Свой выбор – быть учителем – сделала я легко. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелёгкий путь. Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим – в то время ещё небольшим – богатством с соседскими мальчишками и девчонками. Моей тяге «играть в учителя», проводя «уроки» с детьми соседей, никто не препятствовал. Позже я без колебаний выбрала ту область науки, которая открывала передо мной тайны мироздания, самая восхитительная из которых – жизнь. Я не просто любитель биологии, я учитель, призванный научить жить.

Совсем недавно в одной из книг мне довелось прочитать о том, что часто учителями становятся инфантильные молодые люди, не желающие расстаться со школой и привычной учебной деятельностью, особенно если эта деятельность была успешной. Там же было сказано, что в этой профессии часто оказываются деспотичные люди, самоутверждающиеся за счёт власти над учениками. Как же больно было читать подобное о людях своей любимой профессии!

А вот Т. Шаш, американский психиатр, сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». К сказанному им присоединяюсь. По опыту знаю, что за свой авторитет, за моральное право быть наставником молодых, пользоваться их неограниченным доверием учитель платит большую цену: его сердце должно воспринять и вместить проблемы учеников как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей как своих, родных. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят.

Действительно, учитель воздействует на обучаемых манерой говорить, держать себя, одеваться, спорить, смеяться – короче говоря, «всеми приметами своей неповторимой личности». Но не будем наивны, не надо думать, а точнее – делать вид, будто сосуществующие в человеке отрицательные черты и свойства не оказывают своего антивоспитывающего воздействия. Если самокритичность не способна повредить решительно никому на свете, то учителю она необходима больше, чем любому другому, «… его свет, подобно свету дворцовой лампы, множится зеркалами – лицами его учеников!»

Любить самокритику противоестественно. Однако держать на вооружении – обязанность всякого, кто хочет по совести служить детям.

Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.

Каким же хотят видеть учителя учащиеся? Изучая их запросы и профессиональную литературу, я поняла, что они желают видеть в каждом из нас человека с выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с ними, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией, выразительностью в процессе общения. Им необходим учитель с эмоциональной пластичностью, высоким самоконтролем над эмоциями и поведением, и в то же время с интуитивностью восприятия действительности, артистичностью.

Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

– достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;

– осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли;

– создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;

– создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.

Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня, и я научусь».

Я глубоко убеждена в том, что успех – это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, всегда готов подумать, что выйдет из этого, что из того. А если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допустить.

Себя я считаю успешным человеком. К своему успеху иду не по головам коллег, не манипулированием друзьями и близкими. У меня другой путь. Во-первых, я люблю свою работу и людей, с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями.

Мы, учителя, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утончённой. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь – учись… Быть культурным – это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат – словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого – мало. Быть культурным – значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньше, чем роль образованности.

Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель – это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли пережить славу (если она придёт), а также неудачу и беду (если уж они случатся). Часто обращаюсь к любимой сказке выдающегося бельгийского драматурга Мориса Метерлинка – «Синяя птица». Именно словами пьесы я рассказываю своим ученикам об истинных Блаженствах (с заглавной буквы слово написано в тексте) жизни:

– Блаженстве чувствовать себя здоровым;

– Блаженстве любить своих родителей;

– Блаженстве глядеть на голубое небо;

– Блаженстве невинных мыслей.

Этот мудрый писатель и его сказка помогают мне объяснять, в чём заключаются настоящие, Великие Радости жизни:

– Радость Материнской (Отцовской) любви;

– Радость быть справедливым и добрым;

– Радость мыслить и понимать;

– Радость завершённой работы;

– Радость созерцать прекрасное;

– Радость любить.

Мною составлен личный нравственный кодекс, приоритетные законы которого в общении с учащимися я сформулировала так:

– самый верный друг и самый строгий судья – совесть;

– слукавишь раз – лишишься доверия;

– влюблённость в Истину – обязательна!

– ребёнок – личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации.

Я часто перечитываю любопытное письмо А.П.Чехова брату Николаю. В этом письме, в частности, изложены интересные взгляды писателя на воспитание и воспитанность. Вот такие главные черты он называет: воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. «Они сострадательны не к одним лишь нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом». Но это не всё. «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются…» И Чехов продолжает: «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Они не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Они воспитывают в себе эстетику…». Убедительнее сказать трудно.

Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент, я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества: твёрдая уверенность в себе и своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, внутренняя самодисциплина. Мои советчики при этом – любимые философы, педагоги, писатели. Часто цитирую своим воспитанникам (с последующим обсуждением) слова великого писателя современности – А.И.Солженицына, сказанные им во время выступления при получении Нобелевской премии в области литературы: «Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня».

Насколько возможно доверять ученикам? То, что в них нужно верить, – это прописная истина. А хочу я сказать вот что: не слова рождают доверие человека к человеку, то есть и слова, конечно, тоже, но прежде всего – поступки, действия. Это справедливо в отношениях учителя и ученика, вообще – людей. Повышая меру доверия ученику, учитель рискует. Возможное ли это дело – исключить риск, свести его до полного нуля, застраховать себя от всякой неожиданности? Риск в нашей жизни – неизбежность. И весь вопрос в том, какую долю вероятного успеха считать разумной, какую – допустимой, какую – крайней, вынужденной. Иными словами, без риска – не проживёшь.

Но потому успехов и результатов мы вправе ожидать, что едва ли существует более действенный стимулятор для молодой души, для юного сердца, чем доверие. Нужно разумно рисковать, и наша смелость окупится сторицей, и уважение к нам возрастёт во много крат.

Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем . Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила, методы воспитания и развития ребёнка… И всё это в быстро меняющемся мире.

И ещё о наболевшем. Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек. Незнание законов физики не освобождает от ответственности за чернобыли. Незнание законов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы. Незнание опасно, а значит знание обязательно. «Труд учителя нелёгок, но подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает долгие годы. Учитель формирует человека. Учителя формируют поколения» – утверждает писатель-публицист Инга Преловская. Её слова очень точно характеризуют ответственную роль учителя перед обществом.

Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена:

Когда умирает эпоха В бесправье и вечной тщете,

Мы все – до последнего вздоха -

Повинны в её пустоте.

Коренные вопросы нации «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» надо ставить и решать без промедления. Государство вряд ли сможет быстро и легко решить эту сложную проблему. Но государство может и должно вкладывать в образование – это очевидно. А пока что делать учителю? Хочется сформулировать ответ лирическим и возвышенным слогом, ибо говорить об этом бесстрастно, рассудочно, без волнения я не могу: «Распахнуть душу детям! Гореть огнём жертвенной любви к ним! Продолжать нелёгкую битву за душу юного человека!» Только тогда известные слова классика русской поэзии обретут утраченный смысл:

… учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

© 2009-2018 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт