Разделы сайта
 
Система работы учителя географии в вечерней школе

Автор: учитель 1 категории М.В.Дятлова
Работая в вечерней школе 12 лет, изучив за это время специфику учебного заведения и особенности контингента учащихся, я приобрела определенный опыт, изложению которого посвящено данное выступление.

В вечерней школе, претерпевшей существенные изменения в последнее время, учится весьма разнообразная по составу молодежь, это:

  1. классически «трудные» подростки, имеющие дисциплинарные проблемы, зачастую агрессивные, в ряде случаев побывавшие под следствием;
  2. достаточно взрослая работающая молодежь, имеющая длительные перерывы в учебе;
  3. неплохо успевающие ребята, пришедшие из дневных школ по причине психологического конфликта с учителем или одноклассниками;
  4. молодые мамы.

Это категории, неудобные для дневных школ.

Многие ученики – выходцы из социально-неблагополучных семей, в которых родители не уделяют внимания воспитанию и обучению детей.

Возраст наших учеников колеблется от 15 лет и выше. У большинства потерян интерес к учебе, они слабо мотивированы, обладают высоким уровнем тревожности и, как следствие, имеют непрочные и неглубокие знания.

Исходя из этого, а, также учитывая ориентацию программы модернизации образования на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей, направленность на социализацию обучающихся, я определила  для себя  следующие цели в работе:

  1. освоение учащимися систематизированных знаний по географии , формирование целостного представления о месте и роли России в мире;
  2. воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся;
  3. повышение культурного уровня учащихся

Задачи выдвигаю следующие:

  1. выявление пробелов в знаниях учащихся и их ликвидация;
  2. формирование положительного отношения к предмету у учеников;
  3. формирование умения учиться.

Определив цели и задачи в своей работе, я стремлюсь к их достижению, опираясь на развитие у учащихся познавательного интереса. Он – мой первый помощник в работе.

Развивая познавательный интерес на  уроках географии, я использую методическую систему, составными частями которой являются:

  1. формирование мотивационного поля учащихся;
  2. отбор содержания учебного материала и его  подача;
  3. использование оптимальных средств обучения;
  4. выбор организационных форм обучения;
  5. определение методов организации познавательной деятельности учащихся;
  6. осуществление контроля знаний учащихся.

В начале учебного года в каждом классе, где предстоит работать, я провожу анкетирование с целью выявления мотивации учеников.

Изучить мотивацию  помогают методы наблюдения за учащимися,  диалог с учениками, в ходе которого выясняю причины незнания учащимися учебного материала. Для этого задаю ребятам вопросы о том, какими способами они осуществляют ту или иную деятельность по предмету, что для них является наиболее сложным. Выяснив  это, я строю свою работу так, чтобы помочь учащимся  ликвидировать пробелы в знаниях  и сформировать  положительную мотивацию.

Заставить учиться нельзя. Но можно и нужно создать ситуацию, позволяющую ученикам раскрыть свои возможности и способности. В данной ситуации важно выстроить общение с учениками с уважительной позиции. У учителей, работающих в нашей школе, есть «золотое правило»: не корить, не пугать, не изгонять, а ситуацию успеха создавать. И мы создаем благоприятную психологическую атмосферу в классе. Своих учеников мы авансируем доверием, и они ценят это.

Методическая тема, над которой я работаю «Личностно-ориентированное обучение учащихся в условиях вечерней школы». Личностно-ориентированная модель обучения помогает в работе, так как обеспечивает бесконфликтные условия развития ученика, позволяет ученику познавать самого себя, самоопределиться и самореализоваться.

Кроме того, она предполагает демократичный стиль общения учителя и ученика, который способствует раскрытию всего лучшего, что есть в ученике. А учитель при этом выступает в роли консультанта, воспитателя и дирижера всего происходящего на уроке.

На своих  консультациях  я опираюсь на жизненный опыт учащихся. Иду от близкого и понятного им. Постоянно объясняю ребят значимость обучения, особенно в наше сложное и нестабильное время.

На  консультациях  мы учимся спорить корректно, оперируя фактами.

Существенное значение в работе я придаю развитию критического мышления учащихся. В этом отношении помогает технология работы  с источниками  географических знаний. Умение сравнивать, анализировать позволяет ученикам делать выводы и обобщать материал, дает возможность для самостоятельности суждений.

Ускорение темпов нашей жизни выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации и принципиально меняющая возможности коммуникации, порождает новые возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции.

Касаясь вопроса формирования ключевых компетенций, на которые нас нацеливает компетентностный подход в образовании, задумываешься о том, каким образом формировать ключевые компетенции? Ответ дает опыт работы с учениками: это ролевые игры, технология развивающего обучения, технология формирования критического мышления. Самый продуктивный результат обучения дает создание ситуаций, в которых учащиеся самостоятельно находят решение.





© 2009-2018 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт