Разделы сайта
 
Публичная лекция учителя химии и биологии основной школы А.В.Черноморовой, представленное на конкурс "Учитель года - 2009"

Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми.
Французский психолог и психиатр П.Жане

Скажу честно, над выбором темы лекции я долго не раздумывала. Хочется продолжить говорить о коммуникативно-деятельностном принципе  образования», но в новом аспекте. Пусть скептики подумают: «У кого что болит, тот о том и говорит». Но дело не в том, что после презентации проекта, я не могу остановиться. Тема волнует, открывает простор для творчества.

Ведь  каждому: и ученикам тоже хочется приятия, успеха, признания, любви. И не мудрено: ведь это всё базовые потребности, которые обусловлены общественным образом жизни. Как тут не вспомнить великого классика литературы: «Человек – это огромно. В этом все начала и концы». Реализация вышеназванных потребностей возможна через общение и совместную деятельность, предполагающую передачу молодому поколению определённого коллективного  опыта.

Издержки отношений, не всегда профессионального общения, межличностного недопонимания  в процессе педагогической деятельности -

наиболее травмирующие причины, вызывающие неудовлетворённость людьми, жизнью, собственной профессией.

Как говорил немецкий философ Ф.Ницше, «Помогай себе сам, тогда поможет тебе каждый». Чтобы изменить отношение к себе других, надо измениться самому.

Высшим уровнем регуляции всего человеческого существа является личность. Личность, рассматриваемая как продукт развития человеческого в человеке через его опыт. И, в частности, через опыт собственного бытия в разнообразном мире людей, через опыт общения. Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать самого себя и развить самого себя.

Личность. Состоявшаяся личность. Интересная личность. Известная (в позитивном плане) личность. В этих определениях – перспективы для каждого из нас в плане саморазвития, работы над собой. Есть ли в обществе образцы и идеалы? Они есть. Их не может быть много. Это лучшие люди эпохи, совесть нации, например, учёный Андрей Сахаров, академик Дмитрий Лихачёв, писатель Александр Солженицын. К уровню своей нравственности они сами предъявляли высокие требования, их жизни – это песни, лишённые фальшивых нот. Сегодня по ним мы сверяем свою жизнь. Не случайно, например, поэтому многие знают наизусть и часто цитируют известные слова писателя А.Солженицына, сказанные им в речи при получении Нобелевской премии: «Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет. Но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня».

Каким же образом динамичные структуры личности развиваются в процессе общения?

В зависимости от дистанции, на которой люди общаются друг с другом, принято выделять 4 уровня общения. В реальности все четыре уровня общения могут быть смешаны. Мы рассмотрим первые два уровня.



© 2009-2018 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт