Разделы сайта
 
Классный час "Искусство жить достойно"

Классный час
ИСКУССТВО ЖИТЬ ДОСТОЙНО

Цель:  Сформировать понятие достоинство, человеческое достоинство, развивать чувство собственного достоинства, познакомить подростков с Конвенцией о правах ребенка, формировать понимание сущности основных социальных ролей.

Оборудование: видеопроектор. Презентация на тему: «Искусство жить достойно», экран, ПК, Конвенция о правах ребенка.

Тема нашего сегодняшнего классного часа несколько необычно, я бы хотела сегодня с вами побеседовать на тему человеческого достоинства, что такое достоинство вообще? Что значит человеческое достоинство? Как это жить достойно? Что значит гражданское достоинство? Что такое чувство собственного достоинства? Что такое достоинство гражданское? Если достоинство по определению абсолютно, то каким образом его можно «потерять», «уронить», «попрать» или «воспитать»? Именно на эти вопросы, я хотела бы, чтобы мы постарались ответить?

Мы можем, конечно, понимать под достоинством – стоимость, цену: «монета достоинством в пять копеек». Такое достоинство в принципе относительно, всегда должно быть большим или меньшим, и то, что обладает этим достоинством – в принципе заменимым, – пригодным к обмену на что-либо равноценное. Идеальное выражение этой заменимости – деньги. Что до человека, то ему может быть жаловано достоинство генерала (и тогда, скажем, на его вызволение из бандитского плена будут брошены огромные силы и средства), а может быть – рядового (и в этом случае обойдутся средствами менее значительными)...

Так что же такое достоинство? (ответы студентов). А вот что думали по этому поводу знаменитые философы, писатели, политики и другие известные люди разного времени, национальности, социальных классов:

Вот что думали абсолютно разные люди разного времени об этом. Вы согласны? Выскажите свое мнение. С каким из высказыванием вы наиболее согласны и не согласны? Но то, что чувствует без всяких объяснений всякий достойный человек – это что ни один по-настоящему ценный предмет и в особенности ни один субъект в принципе не заменимы; испорченная картина не может быть возмещена деньгами или картиной той же стоимости, спиленное любимое дерево – вновь посаженным, потерявшаяся кошка – купленной на рынке другой, и уж конечно, ушедший близкий человек – человеком еще больших достоинств. И даже не говоря о человеке и совершенно независимо от нужности всего перечисленного лично нам, и в картине, в которую вложена душа художника, и в растении, и в животном мы ощущаем и уважаем их жизнь – их самоценное. Для нас это самоценное есть ценность, – в отличие от цены нечто абсолютное, – понятие, значащее по-своему то же, что святыня. Пусть далеко не всегда мы можем блюсти эту святыню живого – уже потому, что созданы плотоядными, – но, переступая ее даже вынужденно и даже в самом малом, не можем не испытывать хоть какого-то внутреннего сопротивления.

Итак, достоинство имеет две противоположных ипостаси – а) цена и б) бесценное, абсолютное, святое; и когда дело касается человека, достоинство – это, конечно же, только и исключительно святое. Нечего и говорить, что генерал в этом плане вполне равен рядовому, потому что оба прежде всего люди. Однако ничтожная идея «цены», достоинства относительного, постоянно вмешивается в наши представления о себе и других и уродует нашу мораль, а все более полное сознание бесценного, абсолютного достоинства каждого плюс соответствующее этому поведение – составляет наш первый и, кажется, по существу единственный долг.

Так что же такое достоинство? Есть некоторые определения понятия достоинства:

И, конечно же, можно это все объединить, давайте попробуем сформулировать свое определение понятия достоинство и посмотрим, что же у нас получилось:

Что такое человеческое достоинство? Есть ли оно синоним личного достоинства?

Человеческое достоинство – это, видимо, та самая абсолютная ценность человека как такового, – прежде всего как просто биологической особи со всеми ее потребностями, общими всему человеческому роду. Физическое насилие, притеснение, возмущает человеческое достоинство. Но, кроме этой общей со всеми сферы, в которой биологическая особь не вольна, есть в каждой человеческой особи более или менее выраженная сфера того, в чем она должна оставаться именно вольной, свободной, то есть всегда отдельной и «другой» – это ее внутренний мир. Человек есть и духовная особь – личность; как личность, он не терпит и морального насилия, насилия над своим внутренним миром, в котором, реализуя свою свободу – свободу быть тем, что он есть – человек защищает, как минимум, собственную уникальность. С какого-то момента духовного развития человека являются категории интимного, личного дела, собственного вкуса, частной жизни; все внутри личности и касающееся лишь ее, все ее непохожее, непонятное, непредсказуемое и даже на посторонний взгляд никак не оправданное или никчемное становится свято и неприкосновенно, неподконтрольно, неподотчетно. Так достоинство человеческое, может быть, не сразу, не от неандертальца, но закономерно становится синонимом личного. Личное достоинство – человеческое достоинство в самом полном смысле этих слов.

Что такое чувство собственного достоинства?

Чувство собственного достоинства – это моральная добродетель, состоящая в том, что личное достоинство человека доросло в нем до самоосознания, а с тем и сознания права и обязанности его отстаивать. Когда человек чувствует, скажем, что закон может определять лишь правила его совместной с другими жизни, но не цели его жизни и не то, во что ему надлежит верить – это он чувствует собственное личное достоинство.

Что такое гражданское достоинство?

В древности звание («достоинство») гражданина данного государства означало его право на покровительство со стороны этого государства, его законов; так, гражданина нельзя было безнаказанно убить или ограбить, не гражданина – раба или иноземца – в принципе можно; раба защищал лишь его статус чьей-то собственности, иноземца – статус чьего-то гостя. Плюс еще, в отдельных случаях, минимум сострадательности.

С тех пор «гражданское достоинство» накрепко ассоциируется с готовностью человека отстаивать свои законные права, – и ассоциируется в общем правильно.

Гражданское достоинство человека – это его чувство собственного достоинства, отстаивающее себя в государстве и, если надо, от самого государства; это правосознание, как глубоко личное чувство своих и чужих объективных естественных прав, полный и точный кодекс которых диктует каждому не что иное, как его чувство собственного достоинства. Готовность же подчиняться любым, даже бесчеловечным, законам – это готовность подчиниться не справедливости, а власти как таковой, – и есть рабство. Гражданское достоинство – противоположность рабской психологии.

Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал си­лой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил за­кон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный за­ступник. О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в VII в. до н. э. первые демократические преобразования провел леген­дарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось мно­жество новых проблем, о кото­рых доселе и не подозревало че­ловечество: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами и наруше­ниями человеческих свобод, вы­мирание целых наций, народно­стей, техногенные и экологичес­кие катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувст­вовало угрозу своему существо­ванию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катаст­рофами? С особой тревогой ми­ровая общественность заговори­ла о безопасности после Второй мировой войны, унесшей мил­лионы человеческих жизней. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее, которое могло бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная органи­зация. Какая? (ООН)

Какие основные цели у этой организации? (Мир, прогресс, демократия.) Чем занималась ООН на протяжении своей исто­рии? (Пыталась урегулировать конфликты между странами, утверждала международные право­вые документы, осуждала агрес­сии, заключала соглашения, реша­ла проблемы беженцев и т. д.)

Организация Объединенных Наций заботится и о правах детей, и о правах каж­дого конкретного человека. Ведь "признание присущего достоин­ства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества явля­ется основой обеспечения свобо­ды, справедливости и мира на Земле. ООН во Всеобщей декла­рации прав человека и в Между­народных пактах о правах челове­ка "провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек дол­жен обладать всеми указанными в них правами и свободами". Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамбле­ей 10 декабря 1948 г. в качестве "задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства". Она включает 30 статей, устанавливающих ос­новополагающие права и свобо­ды человека, которыми, как про­возглашает Декларация, должны обладать все мужчины и женщи­ны без исключения. Вслед за принятием Всеобщей деклара­ции последовали два междуна­родных соглашения: одно об экономических, социальных и культурных правах, а другое о гражданских и политических правах, которые были разработа­ны в период между 1948—1954 гг.

Необходимость особой защиты ребенка была предусмотрена в Женевской дек­ларации прав ребенка 1924 г. и Декларации прав ребенка, при­нятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.

Сейчас я бы хотела, чтобы каждый из вас познакомился с Конвенцией о правах ребенка, которая лежит у вас на столах. Знакомство и обсуждение Конвенции о правах ребенка.

После того как мы познакомились с Конвенцией, я хотела бы провести небольшую литературно-правовую викторину. Первая часть викторины заключается в следующем:

Перед вами «сказочная» ситуация, ситуация из детского произведения, а вы должны ответить какая статья Конвенции о правах ребенка нарушается, и так приступим:

Вторая часть викторины заключается в следующем, вам предоставляется обычная житейская ситуация, вы должны на эту ситуацию отреагировать. «Я имею на это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» — эти слова, к сожа­лению, часто произносятся не­впопад, в ситуациях, когда чело­век явно не прав. Очень часто за­явление о своих собственных правах служит оправданием пас­сивности, иждивенчества, стрем­ления получать, ничего не отда­вая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Нужно вам составить грамотный ответ взрослого на ка­призы зарвавшегося ребенка. Или подискутировать на затро­нутую тему.

Итак, 1 ситуация:

Спасибо за участие в викторине, давайте еще раз вспомним, что же такое достоинство, что значит жить достойно. Я думаю, что сегодняшний классный час укрепил наши знания о правах ребенка, Конвенции о правах ребенка остается у вас, но при этом хочу вас призвать к тому, чтобы вы не забывали, что у нас с вами кроме прав, о которых мы, конечно же, должны помнить, есть еще и обязанности.

© 2009-2018 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт