Разделы сайта
 
Групповая консультация для родителей по теме «Девиантное поведение подростков»

Групповая консультация педагога-психолога для родителей по теме «Девиантное поведение подростков»

Понятие о норме как социально детерминированной модели, в соответствии с которой строится либо должно строиться индивидуальное или групповое поведение, имеет ключевое значение, так как норма выступает в качестве основного критерия анализа и классификации поведения человека. В специальной литературе под нормой понимается не только какое-то общее правило, но и реально существующий тип массового процесса. Норма - это мера полезного и поэтому типичного функционирования человека. Норма поведения, как правило, включает несколько аспектов:

1) правило (предписание), выступающее как долженствование;
2) объективное поведение и деятельность человека;
3) субъективное представление о сущем и должном.

Поведение- совокупность реакций человека на внешние и внутренние раздражители, которые характеризуются наибольшей репрезентативностью, то есть типичностью, оптимальностью, полезностью, физической и психической нормальностью. И наоборот, ненормальное, или отклоняющееся, поведение не соответствует социальным, общественным, нравственным требованиям и является нерепрезентативным, т.е. нетипичным, неодобренным, вредным, осуждаемым и поэтому подлежащим педагогической профилактике.

Если рассмотреть в единстве все стороны процесса физического, психического и социально-педагогического развития и вычленить из них наиболее важные аспекты, то можно определить, какой дошкольник физически, психически и педагогически готов к обучению в школе, а если не готов, то почему. Ранее было доказано, что подготовленность или неподготовленность ребенка к школе является итогом всего предшествующего развития, результатом воспитания и обучения в семье, детских яслях, саду и в нулевом классе.

Подростковый возраст (от 10 до 14 лет) - это период остро протекающего перехода от детства к юношеству, для которого характерно переплетение всех видов противоречий. В 12-14 лет в психологическом и социально-педагогическoм развитии большинства детей наступает переломный момент, известный в научной литературе под названием "подросткового кризиса". Подросток стремится к выполнению "нормы” в поведении, чтобы у него было "как у всех", "как у других”. Для этого возраста, как правило, характерна диспропорция, т.е. отсутствие опыта положительного поведения.

Подростковый кризис отличается от других кризисов развития (в 3 года, 5-6 лет, 7 лет) большей продолжительностью и сложностью. Для подросткового возраста характерны разнообразные нарушения: в сфере учебной деятельности; в сфере отношений подростков с взрослыми и сверстниками; в психическом и физическом развитии.

Совокупность нарушений и другие тенденции отклоняющегося поведения у подростков приводят к зарождению и формированию у них педагогической запущенности и трудновоспитуемости. Педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, возникшие в данном возрасте на учебном и поведенческом уровне, в процессе дальнейшего негативного развития молодых людей могут перерасти в социально-педагогическую и социальную запущенность. У них появляются такие отклонения в поведении, как прогулы занятий, бродяжничество, безнадзорность, воровство, курение, мелкое хулиганство и др.

Признаки отклоняющегося поведения подростков характеризуется углублением негативного отношения к нормам и правилам поведения и деятельности Она наступает в результате:

  • непонимания психологии подростков со стороны взрослых;
  • формализма в учебной и внеучебной работе;
  • отсутствия полезного общения в классном коллективе;
  • поиска контактов в уличных стихийных группах и объединениях;
  • нежелательного влияния среды;
  • нарушения правил поведения в школе и дома;
  • углубляющихся неудач в различных видах деятельности;
  • искаженных нравственных представлений о чести, долге, поведении;
  • ограниченных возможностей для самоутверждения в коллективах школы, класса;
  • незрелости суждений;
  • раздражительности, повышенной возбудимости, неустойчивости поведения и др.

У подростков складывается педагогическая запущенность и трудновоспитуемость, наблюдаются отдельные асоциальные тенденции отклоняющегося поведения: грубость, агрессивность, хулиганство, прогулы занятий, мелкое воровство, отдельные правонарушения. Третья стадия отклоняющегося поведения характеризуется усугублением педагогической запущенности и устойчивым проявлением социальной запущенности молодых людей. Девиантное поведение на данной стадии выражается в:

  • отрицательных способах поведения, противоречащих принятым нормам;
  • негативном отношении к учебе и труду;
  • проявлении антиобщественной направленности личности;
  • наличии социально неправильных взглядов, позиций, вредных привычек;
  • враждебном отношении ко многим сложившимся ценностям;
  • хвастовстве, браваде, отчаянности, неразумном риске, безрассудстве в поведении;
  • систематических нарушениях учебной и трудовой дисциплины и др.

В ходе третьей стадии педагогическая запущенность переходит в социальную запущенность, складывается устойчивое отклоняющееся поведение, проявляются такие его формы, как агрессивность, злостное хулиганство, пьянство и ранний алкоголизм, воровство, наркомания, токсикомания, рэкет, правовые нарушения, преступления и др. Постепенно, по крупицам у молодых людей складываются элементы будущего негативного поведения.

С определенной долей условности трудных детей можно подразделить на три типа:

  • педагогически запущенных;
  • трудновоспитуемых;
  • социально запущенных.

Для педагогически запущенных детей характерна неустойчивость потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. У них отсутствуют социально значимые цели; потребности несущественные и примитивные, в основном материального плана; интересы сводятся к пище, одежде, просмотру видео- и кинофильмов, чтению развлекательной литературы; мотивы характеризуются отсутствием чувства долга. Педагогически запущенные воспитанники, как правило, периодически нарушают дисциплину, о чем раскаиваются.

Трудновоспитуемость - такая степень запущенности личности, при которой создаются внутренние предпосылки для отклоняющегося поведения и возникают потребности сохранить в дальнейшем сформированные вредные привычки и негативные формы поведения. Трудновоспитуемые характеризуются неустойчивой или отрицательной направленностью поведения. Для представителей данного типа свойственно наличие эгоистических, часто меняющихся потребностей, интересов, склонностей и оправдательных мотивов. У них сформировалась индивидуалистическая жизненная позиция, в основе которой лежит личная выгода, корысть, отсутствие долга и ответственности перед обществом и коллективом. Трудновоспитуемые часто нарушают дисциплину, не выполняют элементарных норм поведения.

У трудновоспитуемых наблюдаются факты безразличного или отрицательного отношения ко многим видам деятельности, особенно общественной и учебной. У части детей сохранилось положительное отношение к культурно-досуговой и спортивной деятельности.

Социальная запущенность трудных детей- самая высокая степень трудности и запущенности воспитанников с отклоняющимся поведением. Социально запущенным детям была присуща негативная направленность потребностно-мотивационной сферы и ценностных ориентаций. У социально запущенных детей учеба рассматривается как неприятная неизбежность, бесполезная трата времени, повинность, которую следует выполнять лишь в силу необходимости; у них наблюдаются систематические и сознательные нарушения дисциплины; их поведение не соответствует моральным нормам.

Между педагогической запущенностью, трудновоспитуемостью и социальной запущенностью существуют глубокие причинные, существенные и содержательные связи и отношения. На базе педагогической запущенности возникает трудновоспитуемость, что, в свою очередь, формирует у воспитанников социальную запущенность.

При организации профилактической деятельности необходимо учитывать следующие обстоятельства. Следует обратить внимание на травмированность психики «трудных» детей и причины их отклонений от норм и правил поведения. Здесь важен исключительно индивидуальный подход, при этом надо учесть пожелания и интересы каждого подростка и по мере возможности удовлетворить их.

Выявив особенности «трудного» подростка, необходимо определить направленность группы подростков, их интересы и запросы, взаимоотношения между членами группы, деятельность группы и мотивы деятельности, отношения группы с окружающим миром, т. е. наличие замкнутости, кастовости, враждебности к окружающим. После этого намечается план действий, ставятся увлекательные цели и задачи: переключение на полезную и интересную деятельность, изменение направленности группы, преодоление ложной романтики путем сотрудничества в полезных делах.

Наиболее эффективными путями перевоспитания «трудных» подростков являются: диагностика правонарушений, организация профилактической работы и включение подростков в процесс самовоспитания.

Коррекционная педагогика в настоящее время выработала целую систему методов перевоспитания подростков. В целях коррекции отклоняющегося поведения подростков используются следующие методы:

    • «взрыва» и реконструкции характера подростка;
    • переубеждения, переосмысления и переориентировки самосознания и прогнозирования поведения;
    • предписывания, ограничения, переучивания и регламентации образа жизни;
    • поощрения, наказания, соревнования, перспективы.

Многообразны и приемы перевоспитания. К ним относятся: созидающие приемы проявления доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения, поручительство, убеждение, доверие, моральная поддержка, укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность, нравственное упражнение.

Наряду с этим необходимо использовать и тормозящие приемы, т.е. властные санкции социального педагога. К ним относятся: констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, возбуждение тревоги о предстоящем наказании, возмущение, выявление виновного. Используется также параллельное педагогическое действие. К его приемам относятся упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, метод естественных последствий.

Процесс перевоспитания проходит в три этапа: подготовительный, конфликтный и самовоспитания.

Подготовительный этап перевоспитания- создание условий, способствующих образованию нового нравственного опыта поведения, моральных отношений, затрудняющих проявление старых отрицательных наклонностей. Он начинается с изучения психологии и образа жизни «трудного» подростка, выявления причин отклонения от норм поведения, его интересов и запросов. Затем составляется программа деятельности по формированию положительного нравственного опыта, куда входит система бесед, дискуссий, вовлечение подростков в клубные объединения, кружки, секции.

Конфликтный этап - создание условий для обострения противоречий между новыми и старыми отношениями и отказ от последних. Это наиболее ответственный и сложный этап, так как беседы и дискуссии еще не могут в корне изменить образ жизни подростка. В лучшем случае он может лишь задуматься над своим поведением.

Самовоспитание– решающий и завершающий этап перевоспитания, когда по мере упрочения ценностей во внутреннем мире подростка происходит смена социально-нравственных позиций. Одним из наиболее эффективных средств самовоспитания является досуговая деятельность, т. е. участие в общественно полезных начинаниях по охране окружающей среды, благотворительная и культурная деятельность, участие в кружках творчества, спортивных секциях, клубах по интересам. Самовоспитание в процессе деятельности осуществляется наиболее продуктивно и эффективно.

Таким образом, знание педагогами психолого-педагогической характеристики «трудных» детей, выделение типов воспитанников с отклоняющимся поведением, классификация критериев и показателей отклоняющегося поведения позволила более глубоко вникнуть в изучаемую проблему и проанализировать содержание, организацию и методику превентивной деятельности с детьми, сопоставить результаты профилактики и перевоспитания.

 

© 2009-2018 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт