|
Система работы учителя географии в вечерней школе
Автор: учитель 1 категории М.В.Дятлова В вечерней школе, претерпевшей существенные изменения в последнее время, учится весьма разнообразная по составу молодежь, это:
Это категории, неудобные для дневных школ. Многие ученики – выходцы из социально-неблагополучных семей, в которых родители не уделяют внимания воспитанию и обучению детей. Возраст наших учеников колеблется от 15 лет и выше. У большинства потерян интерес к учебе, они слабо мотивированы, обладают высоким уровнем тревожности и, как следствие, имеют непрочные и неглубокие знания. Исходя из этого, а, также учитывая ориентацию программы модернизации образования на развитие личности учащихся, их познавательных и созидательных способностей, направленность на социализацию обучающихся, я определила для себя следующие цели в работе:
Задачи выдвигаю следующие:
Определив цели и задачи в своей работе, я стремлюсь к их достижению, опираясь на развитие у учащихся познавательного интереса. Он – мой первый помощник в работе. Развивая познавательный интерес на уроках географии, я использую методическую систему, составными частями которой являются:
В начале учебного года в каждом классе, где предстоит работать, я провожу анкетирование с целью выявления мотивации учеников. Изучить мотивацию помогают методы наблюдения за учащимися, диалог с учениками, в ходе которого выясняю причины незнания учащимися учебного материала. Для этого задаю ребятам вопросы о том, какими способами они осуществляют ту или иную деятельность по предмету, что для них является наиболее сложным. Выяснив это, я строю свою работу так, чтобы помочь учащимся ликвидировать пробелы в знаниях и сформировать положительную мотивацию. Заставить учиться нельзя. Но можно и нужно создать ситуацию, позволяющую ученикам раскрыть свои возможности и способности. В данной ситуации важно выстроить общение с учениками с уважительной позиции. У учителей, работающих в нашей школе, есть «золотое правило»: не корить, не пугать, не изгонять, а ситуацию успеха создавать. И мы создаем благоприятную психологическую атмосферу в классе. Своих учеников мы авансируем доверием, и они ценят это. Методическая тема, над которой я работаю «Личностно-ориентированное обучение учащихся в условиях вечерней школы». Личностно-ориентированная модель обучения помогает в работе, так как обеспечивает бесконфликтные условия развития ученика, позволяет ученику познавать самого себя, самоопределиться и самореализоваться. Кроме того, она предполагает демократичный стиль общения учителя и ученика, который способствует раскрытию всего лучшего, что есть в ученике. А учитель при этом выступает в роли консультанта, воспитателя и дирижера всего происходящего на уроке. На своих консультациях я опираюсь на жизненный опыт учащихся. Иду от близкого и понятного им. Постоянно объясняю ребят значимость обучения, особенно в наше сложное и нестабильное время. На консультациях мы учимся спорить корректно, оперируя фактами. Существенное значение в работе я придаю развитию критического мышления учащихся. В этом отношении помогает технология работы с источниками географических знаний. Умение сравнивать, анализировать позволяет ученикам делать выводы и обобщать материал, дает возможность для самостоятельности суждений. Ускорение темпов нашей жизни выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. Информационная революция, открывающая неограниченный доступ к информации и принципиально меняющая возможности коммуникации, порождает новые возможности для принятия решений, требует критического восприятия информации, выработки собственной позиции. Касаясь вопроса формирования ключевых компетенций, на которые нас нацеливает компетентностный подход в образовании, задумываешься о том, каким образом формировать ключевые компетенции? Ответ дает опыт работы с учениками: это ролевые игры, технология развивающего обучения, технология формирования критического мышления. Самый продуктивный результат обучения дает создание ситуаций, в которых учащиеся самостоятельно находят решение. |
© 2009-2025 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ |