Разделы сайта
 
ЕГЭ

Мониторинг реализации программы развития МБОУ «Вечерняя (сменная) ОШ» в первом полугодии 2013–2014 года

В настоящее время меняется роль и место школы в жизни общества, ее ценностные ориентации. Комплексный мониторинг проводился по следующим направлениям:

  • Инновационный потенциал учителей;
  • Рейтинг учителей;
  • Значимость и интерес к учебному предмету;
  • Психологическая атмосфера уроков;
  • Социальный заказ, включая мнение родителей о школе;
  • Мотивация школьников к обучению;
  • Роль отметки и оценки;
  • Умения и способности школьников.

Инновационный потенциал педагогического коллектива раскрывается в способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий. Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и реализации инновационных идей, проектов и технологий и является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности Система показателей ИППК включает в себя: восприимчивость и отношение учителей к новшествам, подготовленность их к освоению инноваций, уровень новаторства учителей в школьном коллективе, уровень творческой активности педагогов, развитость их коммуникативных связей. С целью выявления уровня ИППК были использованы анкеты для учителей (по материалам журнала "Справочник заместителя директора школы" №1 2008)

Результат исследования позволил предположить следующее:

  • допустимый уровень – восприимчивости педагогического коллектива к новшествам ;
  • оптимальный уровень - имеет информационная готовность педагогического коллектива. Учителя из различных источников получают информацию об инновациях:
    • на совещаниях и семинарах;
    • из средств массовой информации;
    • из книг по вопросам инноватики;
    • на совещаниях в школе;
    • из общения с коллегами в школе;
    • из общения с коллегами других школ.

Анализируя мотивационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств, были рассмотрены следующие вопросы:

  • Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  • Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  • Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  • Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
  • Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
  • Потребность в лидерстве.
  • Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  • Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  • Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  • Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  • Потребность в риске, преодолении рутины.
  • Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
  • Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Анализ показал, что у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, но не менее значимой оказалась материальная сторона, тем самым уровень инновационного потенциала педагогического коллектива можно рассматривать как допустимый.

В основном, инновационные барьеры отмечались из-за чувства страха перед отрицательными результатами, что снижает уровень ИППК.

Новаторство в школьном коллективе имеет допустимый уровень, что говорит о большинстве учителей относить себя к группе людей, которые интересуются новшествами, но не идут за ними вслепую, рассчитывают целесообразность нововведения. Считают, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к их среде. Воспринимают новшества умеренно. Как только новое воспринимается большей, частью педагогического коллектива, появляется готовность к инновационной деятельности.

Немаловажным являетсяиндивидуальные особенности личности учителя: работоспособность в творческой деятельности, уверенность в себе, ответственность.

Развития ИППК является механизмом, обеспечивающим эффективность функций управленческой деятельности. В ходе реализации программы развития ОУ инновационный потенциал педколлектива как фактор повышения качества образования распределяется следующим образом:

Эффективность деятельности педагогического коллектива школы по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать её как динамический процесс: последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам; обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств; повышать уровень новаторства и творческой активности учителей в школьном коллективе; обеспечивать психолого­-педагогические и организационно-педагогические условия развития ИППК школы.

Определение рейтинга предметов и рейтинга учителей дают большие возможности для объективной оценки деятельности педагогов, как самими учителями, так и администрацией школы. Учитель может получить важную информацию об отношении к его предмету в каждом классе, подбирая соответственно этому методы и формы работы с классом. При этом рейтинг предмета в том или ином классе является чувствительным индикатором процесса взаимодействия учителя с классом. Администрация школы организует целенаправленную методическую помощь учителям, в ней нуждающимся.

Был обозначен выбор критериев: эмоциональное отношение к учителю и предмету, мотивацию учения, трудность предмета, интерес. Эмоциональное отношение ученика к учителю накладывает отпечаток на всё то, что делает этот учитель, в том числе и на тот предмет, который учитель ведёт. Понятно, что эта связь не всегда может быть однозначна и линейна. Необходимо учитывать и другие факторы, например, степень трудности того или иного предмета. Наличие эмоционального контакта является одним из условий успешного усвоения тех знаний, которые учитель преподает. Конечно, появление эмоциональных симпатий или антипатий у того или иного учащегося может быть обусловлено разными причинами.

Проводился анализ данного процесса, что позволило заметить, что постоянно высокий рейтинговый балл может быть в двух случаях:
а) при хорошей базовой подготовке учащегося по предмету, до поступления в вечернюю школу;
б) при ориентации на усвоение материала предмета, с целью сдачи ЕГЭ и получения профессионального образования по профилю предмета. Стабильно низкий рейтинговый балл может быть обусловлен трудностью преподаваемого материала.

Психологическая атмосфера или микроклимат занятий – это эмоционально - психическое состояние обучающихся и учителя. Оно может характеризоваться как оптимистическое, когда присутствует доверие между учителем и учащимися, бодрость и взаимопонимание. При этом у учащихся нет чувства страха, они уверены в себе, им присуща сознательная дисциплина. Хороший микроклимат урока характеризуется высокой требовательностью учителя к учащимся, а учащимися друг к другу.

Цель мониторинга - проанализировать состояние психологического климата на занятиях и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды и препятствующие этому. Сформировать мотивацию педколлектива на создание комфортной среды во взаимодействии с учащимися.

Требовательность должна быть не только доброжелательной, но и реалистичной, выполнимой, понятной ученикам. Учитель должен быть терпимым к неправильным поступкам, мнениям, убеждениям детей, уметь переубеждать и терпеливо разъяснять им их ошибки. Контингент учащихся Вечерней (сменной) школы разный: увлечённые обучением, совмещающие учёбу с работой, а также социально-дезадаптированные, дети «группы риска» и другие. Проблемы, возникающие в процессе учебно-воспитательной деятельности, решаются совместно с родителями, узкими специалистами.

Социальный заказ.

Под социальным заказом на образование понимается отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяет деятельность Вечерней (средней) ОШ. В качестве заинтересованных сторон выступают учащиеся, чьи потребности выявляются в ходе устных опросов, анкетирования и экспертных оценок педагогов; родители. Ожидания родителей выявляются в ходе бесед, микросоциологических исследований, анкетирования и т.п. Образовательное учреждение проводит мониторинг (в ходе анализа отзывов на выпускников, анализа сдачи выпускниками школы приемных вступительных экзаменов в ССУЗы и т.д.).

На протяжении последних лет эти запросы сводятся к потребности в получении качественного образования.

Опросы показывают в целом положительную тенденцию познавательных и социальных мотивов учащихся школы:

  • 68% ходят в школу получать новые знания;
  • 74% детей удовлетворены отношениями с учителями;
  • 76% имеют хорошие отношения с одноклассниками;
  • 87% чувствуют себя в школе комфортно.

Целостное видение педагогическим коллективом требований со стороны различных социальных заказчиков позволяет школе лучше учитывать их при формулировке целей и задач деятельности образовательного учреждения.

Изучение социального заказа родителей учащихся образовательного учреждения в 2012 – 2013 учебном году показало, что большинство родителей (53 %) считает главной задачей школы обучение и выступает за качественное преподавание существующих предметов, с целью дальнейшего поступления в ссузы и вузы. Часть опрошенных (28 %) в качестве приоритетных называет цели воспитания: воспитание самостоятельности, трудолюбия, инициативности, усидчивости, чувства патриотизма и любви к Родине и других качеств.

Анализ поступаемости выпускников школы в ссузы и другие образовательные учреждения показал, что выпускники конкурентоспособны, имеют высокий показатель поступления. Достаточно адаптированы на рынке труда. При поступлении учёба для них достаточно реальна.

Мотивация школьников к обучению.

Анкетирование учащихся по определению мотивации к предметам показали следующий результат (по 10 бальной шкале):

  • интересное содержание предмета- 7 баллов;
  • эффективное преподавание-8 баллов;
  • предмет имеет практическое значение-6 баллов;
  • уважение к учителю-9 баллов;
  • желание получать дополнительные знания -6 баллов.

 При определении доминирующих мотивов учения были отмечены следующие мотивы обучения (по 10 бальной шкале):

  • мотив долга и ответственности – (6 баллов);
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – (5 баллов);
  • мотивы собственного благополучия – (5 баллов);
  • мотивы престижности – (7 баллов);
  • мотивы содержания учебной деятельности – (5 баллов);
  • мотивы отношения к процессу учения – (6 баллов).

При этом перспектива поступления в учебные заведения на желаемую специальность – основной стимул для учебной мотивации старшеклассника. В старших классах начинает формироваться потребность еще более высокого уровня – потребность в самоуважении и самореализации.

Роль отметки и оценки.

Отмечается мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, являлись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. В поведении учеников школы, в оценочных ситуациях, отмечается рассогласованность между уровнем притязаний обучающегося и его реальными достижениями; высокая самооценка, сочетающаяся с неуверенностью в себе; разные типы психологической защиты. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. Отметка влияет на становление личности учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние. Организуя оценочную ситуацию, учителя ориентируются на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся.

Для того, чтобы образовалась мотивационная система необходимы три компонента: интерес, социальное признание и самооценка. Вера в собственные способности, самооценка зависит от того, какие оценки дает взрослый ученику, как оценивает его успех. На практике подтверждается факт, что недостаточно высокие способности обучающихся компенсируются высокой позитивной мотивацией, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Формированию мотивации в ОУ способствуют:

  • включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе;
  • построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;
  • занимательность, необычное изложение учебного материала;
  • использование познавательных игр, дискуссий и споров;
  • анализ жизненных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и самоконтроля ученика. е подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика.

Таким образом, подводя итоги, стоит отметить, что при условии применения адекватных форм и методов развития мотивации учебной деятельности (лекционных, практических и организованной самостоятельной работы учащихся) постепенно формируется позитивное отношение к учению. Использование индивидуального подхода и применение самых разнообразных форм и методов воздействия на учеников повышает уровень успеваемости и воспитанности.

Осуществление комплексного мониторинга подготовительного этапа развития ОУ даёт возможность выстраивать стратегию и тактику инновационного менеджмента в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Педагог-психолог Н.Н.Рудь




 

 

 


Сведения об ОУ

Основные сведения

Структура и органы управления

Документы

Образование

Образовательные стандарты

Руководство. Педагогический состав

Материально-техническое обеспечение

Стипендия и иные виды материальной поддержки

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приёма (перевода)

 

© 2009-2024 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт