Разделы сайта
 
Доклад Н.П.Крохмаль

Наше творчество, наши творцы

Человек рожден для творчества, как птица для полета

Поэты есть и среди нас!

«Звезда». Д.Гуреев, ИУ-398/5

Летят бесконечные ночи.

Ловлю во вселенной звезду.

Любовь свою так называю,

Любовь, что никак не найду.

Звезду я увидел безмолвную.

Любимая, ты или нет

Меня освещаешь любовью?

Кому же ты даришь свой свет?

Ксеньей её назову я,

Когда она станет моей,

Раз уж на всей планете

Никто не знает о ней.

Я спрячу её в своём сердце,

Оно не выпустит свет,

И греть меня будет вечно

Ксенья две тысячи лет.

Звезду заточить – это верно?

Надо бы миру отдать

То, что должно безмерно

Сиять, сиять, сиять…

 

 «Заветные думы». И. Ибрагимов, ИУ-398/5

Куда ты, облачко, стремишься?

Куда ты, сизое, спешишь?

Быть может, ты мне просто снишься?

Возьми с собой! Меня услышь!

Мне грустно без родного дома,

Где ждут меня, где есть покой…

Пусть помнят: там мне всё знакомо.

О, как мне хочется домой!

Вот облачко легко и вольно

Парит и славит радость дня.

А я не с ним.. Зачем так больно

Судьбе испытывать меня?

 

 

*** Д. Паас, ИУ – 398/5

Ясный день, и люди в окнах

Смотрят в небо одиноко

И протягивают руки

Прямо к Богу.

Ясный день, но будет вечер…

Солнце с морем ищет встречи,

Но рубиновые раны не излечит.

Ясный день, гляди, как просто,

Упираясь в землю тростью,

Отступить на шаг и видеть

В небе звезды.

Ясный день, но кто-то черный

Подкрадется очень скоро,

Темно-синий мерзлый полог

Вдруг задернет…

 

Пушкин

Утихли вольные пирушки,

Закат прищурился хитро…

Там бродит мальчик – Саша Пушкин,

Грызя задумчиво перо.

 

Пустынны тихие аллеи,

Безмолвна синяя вода…

Из Царскосельского лицея

Уходит детство навсегда.

 

Насмешник дерзкий, юный гений,

Ты в бронзе не отлит пока.

И не рожден еще Евгений,

Еще Татьяны тень зыбка…

 

Ты будешь петербургским франтом

С кудрявой, буйной головой,

Неисправимым дуэлянтом,

А ныне ты еще живой.

 

О, сколько женщин равнодушных

Тебя восторгом наградят,

И сколько канцелярий душных

О вольнодумстве загудят.

 

Ну а пока уснули пушки,

Не слышно праздничных хоров.

И где-то бродит Саша Пушкин,

Грызя задумчиво перо…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурсное сочинение ученицы 12 класса КВСОШ Раисы Перепелюшиной (учитель-предметник -  Л.И.Яговкина)

Общественная районная акция «Памяти жертв ДТП» под девизом: «НЕТ жертвам на дороге»

 

Кровь на асфальте не смоешь водой,

Кровь на асфальте не смоешь слезой,

Потоками слез родных и друзей…

Кровь на асфальте красней и красней…

На глаз светофора похожа она,

Из крови людской на асфальте река!

Стойте на красный, ни шагу вперед! 

Ждите зеленый, и вам повезет!

С детства я дружила с хорошим мальчиком Володей. Мы жили неподалеку друг от друга. Вместе ходили в детский сад, потом в школу. И вдруг его не стало.

 

Да, именно вдруг. Это случилось неожиданно, страшно, нелепо… Я видела это! Прошло уже два года, а перед моими глазами все еще стоит жуткая картина: спешащего в спортзал Володю сбивает иномарка, которая мчалась на большой скорости.

Нет, конечно, машина по тротуару не ехала. Это мой друг выскочил на проезжую часть улицы, когда на светофоре горел красный свет. Я закричала, закрыв лицо руками.

 Когда я смогла оторвать руки от лица, увидела, что окровавленное тело неподвижно лежит на асфальте, а вокруг образовалась пробка из машин и людей. Резкий вой «Скорой помощи» и милицейских машин пронзил вдруг наступившую тишину. На ватных ногах, с тяжело и быстро бьющимся сердцем я подошла к … тому, что раньше было моим другом…

 Нет слов, чтобы описать, что происходило в моей душе в тот миг. Уже потом, через день или даже позже, ко мне пришло осознание и моей собственной вины в случившемся. Почему я не удержала его, когда он бросился через дорогу на красный свет, не схватила за руку? Сама-то я остановилась! Оправдывая себя, думала, что это произошло неожиданно для меня. Наверное, так оно и было. Но чувство вины не оставляет меня до сих пор. Я думаю, что и безутешные родители мальчика винят себя, и его учителя тоже… Но ничто и никто уже не вернет его в эту жизнь.

 

 Конкурсное сочинение на тему: «Проблемы экологии, которые меня волнуют». Автор – ученица КВСОШ В.Ковалева (учитель-предметник -  Н.П.Крохмаль).

Родины разны, но небо едино.

Небом единым жив человек.

                           А. Вознесенский.

Поглядишь, как несметны

табунки васильков…

Очень жаль, что мы смертны:

не увидим всего.

Читаешь эти строки, и хочется верить, что жизнь на планете не прекратится никогда. Васильков вокруг – «табунки». Газом обеспечиваем и себя, и Европу, а со временем, похоже, обеспечим им и нуждающиеся страны Азии. Та же картина с экспортом нефти.  Леса шумят вершинами сосен на Урале, и в бескрайней Сибири, и на Дальнем Востоке. Но почему так тревожно на душе? Почему всё чаще с экрана телевизора, в газетных публикациях, в Интернете говорят и пишут об экологических проблемах?

Экология… такое ли уж это новое слово? Да, на слуху оно примерно два – три десятка лет. На самом же деле термин введен в употребление немецким биологом Э.Геккелем давно – во второй половине XIX века. В дословном переводе экология – это «наука о доме, о родине». Словосочетание «экологические проблемы» означает, что у твоего дома, то есть у твоей родины появились проблемы. Обсуждение этих проблем не должно оставлять нас равнодушными. Увы…

Этих проблем – экологических – накопилось, оказывается, много. Слишком много. И все требуют незамедлительного решения. Например, выбросы промышленных отходов в атмосферу расширяют озоновые дыры. Сбрасывание отходов в водоемы губит всё живое в прибрежных водах рек, озер, морей и даже океанов. Нерациональное использование водных ресурсов приводит к обмелению и высыханию рек и речушек, прудов, озер и даже морей. Обмелел, почти пересох Арал. Давно твердят об угрозе существованию Байкала. Исчезли и продолжают исчезать некоторые породы птиц, рыб, животных. Можно, к сожалению, продолжать и продолжать… Меня все эти проблемы очень волнуют: хочется долго жить самой, хочется, чтобы долго жили и были счастливы мои родные, друзья, знакомые.

Особую грусть и тревогу вызывает у меня жестокое, потребительское отношение человека к «братьям нашим меньшим». Хочу сразу сказать: «меньшими братьями» я считаю не только животных, но и окружающие нас растения. (Часто возвращаюсь мыслью к утверждению некоторых ученых о том, что растения – это часть живой, именно живой природы и что травинка, например, тоже испытывает боль и переживает состояние ужаса, когда её топчут или пытаются сломать или срезать.)

Той природе, молчально – чудной,

Роща, озеро ли, бревно –

Им позволено слушать, чувствовать,

Только голоса не дано.

Да, жизнь устроена так, что растения и животные – это источник пищи для человека. Да, семге «…на роду написано быть на тарелке с лимоном»; вкусно приготовленные блюда из мяса – любимое лакомство многих; зажаренный гусь (с яблоками!) традиционно украшает наш стол по особо торжественным праздникам. Но разум и совесть не должны покидать человека, удовлетворяющего свои потребности. Поступками же многих сегодня руководит лишь стремление получить материальную прибыль. Скоро некоторых животных, птиц, рыб, некоторые растения можно будет увидеть только на картинках и рисунках. Мне мерзок человек-потребитель и его философия:

Нерпы, нерпы, мы вас любим,

Но дубинами вас лупим,

Ибо требует страна.

По глазам вас хлещем люто,

Потому что вы – валюта,

А валюта нам нужна.

Нерпы плачут, нерпы плачут

И детей под брюхо прячут,

Но жалеть нам их нельзя.

Вновь дубинами мы свищем.

Прилипают к сапожищам

Нерп кричащие глаза.

Все струны души моей натянуты, когда я читаю строки стихотворения о том, как вылавливают сёмгу сетями с зауженными ячейками (сюжет подсказан автору жизнью):

Я семга. Я шла к океану.

Меня перекрыли сетями.

Сработано было ловко!

Я гибну в сетях косяками.

Старые рыбы впутались –

Выпутаться не могут,

Но молодь запуталась тоже –

Зачем же ты губишь молодь?

Мне близок поэт-гуманист, пытающийся понять, что ощущает заяц, в которого стреляет охваченный азартом охотник:

…в этом что-то неладное,

Если в ужасе по снегам

Скачет крови живой стакан!

Этот же поэт в отчаянии недоумевает:

Неужели страна в деградации

Болеет так тяжело?

Похоже, что болеет. Похоже, что очень тяжело. И вот результат:

Всё реже в небесах бензинных

Услышишь журавлиный зов…

И еще - результат:

Кричала рыба от глубин:

«Возьми детей моих в котомку,

Но только реку не губи!

Оставь хоть струйку для потомства».

И еще:

Стояли русские леса,

Чуть-чуть подрагивали телом.

Они глядели мне в глаза,

Как человек перед расстрелом.

Остановлюсь, ибо продолжать этот печальный перечень можно долго. Почему так происходит? Ответ, на мой взгляд, есть:

Нам, как аппендицит,

Поудаляли стыд.

Не хочется выглядеть ханжой. Высокий уровень развития науки, лучшие достижения технического прогресса позволяют человеку не влачить, накрывшись медвежьей шкурой, полудикое существование в каменной пещере, а обустроить свою жизнь на современный лад. Иначе говоря, я не «против», а «за» дальнейшее развитие научно-технической революции, как у поэта:

Скажу, вырываясь из тисков стишка,

Тем горлом, которым дышу и пою:

«Да здравствует Научно-техническая,

Перерастающая в Духовную!»

Перерастает ли сегодня «Научно-техническая» в «Духовную»? похоже, что нет, раз подростки в зоопарке города Ростова-на-Дону забивают насмерть палками кенгуренка и ломают крылья чайкам. Удастся ли нашим потомкам увидеть «…застенчивейшую дрожь застенчивейших рощ», услышать, как «от ягод звенит кустарник», «птицу послушать, ветку потрогать»? Вопрос не простой и не праздный. Задать его себе и ответить на него должен каждый. А главное – приложить усилия для того, чтобы ответ был положительным. Хочу быть оптимистом, но грусть не проходит…

Поглядишь, как несметны

Табунки васильков…

Слава Богу, мы смертны –

Не испортим всего.

В своих рассуждениях я обращалась к строчкам из стихотворений моих любимых поэтов – Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского.

 Конкурсное сочинение на тему: «Проблемы экологии, которые меня волнуют». Автор – ученица КВСОШ Р.Перепелюшина (учитель-предметник - Л.И.Яговкина)

Где же ты, Серебрянка?

              Вот и отцвела на Дону пышная, сладостная осень-красавица. Пронзительно синее небо с бегущими паутинками как-то вдруг посерело. Тяжелые низкие тучи часто моросили мелким дождиком. Золото и пурпур осенних листьев ковром устилали землю.

Люблю свою донскую осень,

Когда багряный, желтый цвет

Лесополос и неба просинь

Создали сказочный букет.

 

Люблю дымок костров из листьев

И тихий тополиный шепоток,

А у деда муската кисти

Подвешены под потолок…

               Вот однажды погожим осенним днем, обмытым мельчайшим моросящим дождиком, пошли мы с бабушкой за грибами. Вышли за город, спустились с моста вниз в небольшой лесок. Ходим, ищем, разгребаем листья руками, но грибы не хотят попадаться. Бывает…

            Зато каким чудным воздухом мы дышим! Какие запахи! Этот воздух не вдыхать надо, его хочется попробовать на вкус, как пробуют из старинной чаши донской виноградный сок. Бабушке в этом воздухе чудится запах свежеиспеченного хлеба, а я чувствую запах солнца, оставшийся в золоте листьев.

           Незаметно вышли мы к бетонному берегу канала и остановились.

-  Знаешь, внучка, когда-то очень давно на этом месте было небольшое озерцо. Называлось оно Серебрянка. Вода в нем была чистая, прозрачная и голубая от сияющего над ним неба. По берегу рос густой темно-зеленый камыш, а вокруг озера, насколько хватало глаз, расстилался зеленый ковер сочной луговой травы. «Над озером чаечка  вьется, ей негде, бедняжечке, сесть!»-  звенит в голове  красивый голос моего деда, поющего старинную казачью песню.

        Дедушка, большой знаток и любитель казачьей старины, передал и нам гены кровного родства со своей историей, своим народом. Наверное, поэтому при звучании казачьих песен душу мою вдруг охватывает какое-то щемящее чувство, перехватывает горло, на глазах появляются слезы, и кажется, что я когда-то давным-давно жила в той жизни, в которой «скакал казак через долину, через широкие поля…», в то время, когда «всколыхнулся, взволновался православный тихий Дон», когда Гришка Мелехов рубился с красными, а потом и с белыми…, а дед Щукарь морил казаков смехом, своими бесконечными байками.

           Именно Серебрянка представлялась мне тогда тем озером, над которым вилась чаечка из дедовской песни, это в её зеленых камышах умирал молодой боец. «Прощайте, папаша и мамаша, прощай, молодая жена…», -  льется и сейчас в душе моей, внучка, эта песня…

         Любили мы со сверстниками бывать на этом озере. Наиграемся вволю, соберем букетики из желтых лазориков (это цветы моего детства) и идем домой. Моя мамочка так радовалась этим букетикам. А может, не столько цветам, сколько нам, своим детям….

         Бабушка вдруг замолчала. Я посмотрела на нее. В глазах ее стояли слезы. Бабушка моя в этот миг была далеко-далеко. В стране своего детства. Там остались ее любимые родные люди, школьные годы, первая любовь, первый поцелуй….. «Пусть она еще побудет там!» - подумала я.

          Но бабушка вдруг взглянула на меня своими добрыми глазами, легонько обняла за плечи, и мы пошли по дороге к дому.

          Шли молча и как-то осторожно. Будто боялись спугнуть таинственную птицу, которая сидела у бабушки на плече. Эта птица – память. И мне хочется, чтобы она была у каждого из нас. Пусть иногда, взмахнув крыльями в красивом оперении, зовет нас: «Летим на Серебрянку водицы попить, пить-пить-пить!..» Но давно нет в наших краях этого озерца, как нет на земле миллионов озер, родников, квадратных километров тайги, лиственных лесов, многих видов зверей и птиц…  Где же ты, Серебрянка?

 

          Не заметили, как подошли к городу, оставив позади бабушкину сказку.

          Серое небо по-прежнему тихонько плакало в темный платочек земли. Мы входили в свое измерение. Мчался вперёд 21-й   век.

 

 



© 2009-2024 МБОУ Вечерняя (сменная) ОШ
347250, Россия, Ростовская область, г. Константиновск, ул. 25 октября, 57.
Телефон: 8 (86393) 2-18-50. E-mail: VEHSCOLA@yandex.ru | Создать сайт